Частная норма отдачи и экстерналии образования в экономике России

Красноярск , кандидат экономических наук Образование и развитие человеческого капитала в России В статье рассмотрены теоретические подходы к определению понятия человеческого капитала. Дана характеристика современного состояния человеческого капитала в России, изучаются проблемы его развития. Представлены результаты современных оценок отдачи от инвестиций в российское образование Ключевые слова: В настоящее время все более популярной становится точка зрения, в соответствии с которой человеческий капитал — это наиболее ценный ресурс общества, имеющий гораздо большее значение, чем природные ресурсы или накопленное богатство. По мнению большинства экономистов, решающая роль в формировании человеческого капитала принадлежит образованию. Сегодня образование становится главным фактором успеха компании на рынке, экономического роста страны и увеличения ее научно—технического потенциала. Понятие человеческого капитала можно найти в трудах У. Изменение взглядов на образование произошло в конце х гг.

6. инвестиции в человеческий капитал

инвестиции в человеческий капитал: Возможно, в начале х гг. Из семей, не имеющих в своем составе лиц с высшим образованием, на вхождение в средний класс претендует пока лишь десятая часть. Таким образом, наличие высшего образования, как правило, увеличивает совокупный годовой доход человека.

инвестиции в человеческий капитал – это сумма добровольных мер R – текущая норма прибыли (отдачи) инвестиций в образование;.

Действительно, интеллект человека, его креативные способности — практически неисчерпаемый ресурс. В научной статье доказывается, что потенциал современной России напрямую зависит от капитальных инвестиций в образование. В экономике, основанной на знаниях, производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. По мнению большинства экономистов, решающая роль в формировании человеческого капитала принадлежит образованию.

Сегодня образование становится главным фактором успеха компании на рынке, экономического роста страны и увеличения ее научно—технического потенциала. В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала.

Тема 4. Человеческий капитал

В настоящее время для общества, а также для экономических, социальных и политических отношений, переживающих процесс обновления и либерализации, необходима действующая в соответствии с данными процессами система образования. Поэтому система образования является приоритетным направлением в сфере социального прогресса Республики Узбекистан. Как правило состояние национальной экономики зависит от специалистов, работающих в ней, профессиональная подготовка которых в свою очередь зависит от развитости уровня системы образования.

Сфера образования является одной из множеств инструментов достижения экономического роста. Президентом нашей республики на основе концепции социально-экономического и приоритетного развития в условиях модернизации экономики и структурного преобразования уделяется огромное внимание дальнейшему усовершенствованию системы переподготовки и квалификации профессиональных кадров. Важнейшей целью реформ, проводимых в нашей республике — является формирование здорового и гармоничного, образованного, обладающего высокими духовно-моральными качествами поколения.

Эффективность инвестиций в человеческий капитал определяется В Китае отдача от инвестиций в ЧК, по нашим оценкам, вдвое выше, чем в России.

Большая занятость мужчин в индустриальном секторе, в промышленности предполагает получение ими в большей степени профессионального образования соответствующего рабочим специальностям, причем занятость по рабочим профессиям со средним специальным образованием уже обеспечивает достаточную отдачу от образования.

В тоже время у женщин существенно более высокий заработок обеспечивает только высшее образование. Гендерные диспропорции в уровне образования в пользу женщин показывают, что само по себе выравнивание уровня инвестиций в человеческий капитал не обеспечивает равенства в экономическом и социальном положении мужчин и женщин. Механизмы скрытой дискриминации на рынке труда обесценивают высокий уровень женского образования.

Можно сказать, что женщинам приходится бежать еще быстрее мужчин для того, чтобы иметь надежду прийти к финишу вместе с ними. Высокий уровень образования женщин приводит к его избыточности, и к тому, что образовательные сигналы на рынке труда срабатывают по-разному для гендерных групп. Работодатель при найме работников предъявляет повышенные требования к уровню образования, или к другим характеристикам качества рабочей силы женщин по сравнению с мужчинами.

У гендерных диспропорций в образовании есть также и другие отрицательные социальные последствия. Молодые мужчины, рабочих специальностей, не имеющие высшего образования, демонстрируют наиболее консервативные взгляды на распределение гендерных ролей в семье, приверженность патриархальной модели семьи Таким образом, гендерные различия в уровнях образования могут воспроизводить и закреплять у мужчин взгляды, препятствующие проведению эффективной социальной политики, направленной на достижение гендерного равенства.

Феномен городской бедности в современной России. Летний сад, , с.

1.3. Подходы к оценке человеческого капитала

Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал Качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассматривать как человеческий капитал. Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал.

Такие инвестиции будут экономически целесообразными, только если они принесут отдачу, окупятся, т. Основные тенденции, характеризующие профиль возраст—доход, следующие: Простая модель принятия решений об инвестициях в образование, или модель индивидуальной отдачи от инвестиций, предполагает, что процесс образования непосредственно не увеличивает и не уменьшает полезность человека, т.

показатели в рейтинге стран по индексу человеческого капитала. .. Отдача от инвестиций в человеческий капитал как функция.

Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность Кирьянов А. Оглавление В отечественной экономической литературе дореформенного периода идея анализа экономической отдачи от созидательных способностей человека не нашла должного отражения. Теория человеческого капитала исходит из того положения, что капитал - это некоторый запас благ, который накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям.

Следовательно теория человеческого капитала предполагает определенную взаимосвязь, например, между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой. Как отмечают теоретики человеческого капитала, расходы, увеличивающие производительные качества и характеристики индивида,"можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем".

Применение термина инвестиции к затратам на формирование качественно новой рабочей силы способствовало отходу от восприятия этих расходов как потребительских. Данные затраты были признаны как производительные, так как вложения в человека приносят ощутимый долговременный экономический эффект. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал: Беккера, Л Туроу, Т. Шульца, к инвестициям, развивающим созидательные способности индивидов относятся формальное и неформальное образование, подготовка на производстве, медицинские услуги и исследования в области здравоохранения, расходы на оптимизацию миграции, поиск информации о состоянии экономики.

В западной экономической литературе существует несколько подходов относительно основы формирования созидательных способностей человека. Аулен рассматривают формирование человеческого капитала в тесной взаимосвязи с человеческим временем. Туроу отмечает, что"индивидуумы представляют собой гласный источник ресурсов для инвестиций в человеческий капитал.

Они вкладывают человеческое время и финансовые ресурсы

Человеческий капитал

инвестиции в человеческий капитал Человеческий капитал - это потенциальная способность человека рабочей силы приносить доход. Понятие"человеческий капитал" было введено теорией человеческого капитала, рассматривающей любые затраты расходы , развивающие способности человека как инвестиции, которые будут многократно компенсированы ростом дохода в будущем. Такой подход к рабочей силе аналогичен подходу к инвестициям в любой экономический ресурс.

Например, затраты на модернизацию оборудования приводят к большей производительности данного ресурса, и следовательно, он приносит больший доход. инвестиции в человеческий капитал включают затраты на образование, здравоохранение и на мобильность рабочей силы. Расходы на общее и специальное образование, формальное и неформальное, на профессиональную подготовку работника на рабочем месте развивают способности работника, повышают его квалификацию, делают его труд более профессиональным и более производительным, что находит выражение в более высоком уровне заработной платы.

человеческого капитала инвестиции в образование стали пониматься как источн. Для инвестора в образование работника отдача от инвестиций в.

Оценка экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал в современной экономике России В экономической литературе дореформенного периода идея анализа экономической отдачи от созидательных способностей человека не получила признания. Это было связано, с одной стороны, с тезисом о непроизводительном характере образования, здравоохранения и других отраслей социально-культурной сферы.

С другой стороны, для каждого конкретного человека получение образования всех уровней, медицинское обслуживание, за небольшими исключениями, были бесплатными, в связи с этим у населения не возникало вопросов возвратности средств, вложенных на эти цели. Однако теория человеческого капитала исходит из положения о том, что человеческий капитал - это некоторый накапливаемый запас благ, который при целесообразном использовании должен способствовать росту производительности и доходов. Следовательно, она предполагает определенную корреляцию, например, между уровнем образования и заработной платой работника.

В экономически развитых странах статистическими данными подтверждается достаточно устойчивая и тесная взаимосвязь уровня образования и квалификации с оплатой труда. Так, в США в последнее десятилетие средние издержки получения высшего образования в одном из 50 престижных вузов составляли около тыс. А плата за образование, необходимое для работы в высокотехнологичном производстве, в пять раз превосходила все прочие затраты — на питание, жилье, одежду и т.

Расходы на учебу даже превосходили среднюю стоимость производственных мощностей, на которых работнику предстоит трудиться около 80 тыс. Однако и отдача от полученного образования превосходила все ожидания. Согласно американской статистике, работник с дипломом колледжа на протяжении своей карьеры зарабатывал на тыс. За рубежом неоднократно рассчитывались частные и общественные нормы отдачи, измеряющие эффективность вложений в различные виды образования.

Результаты эмпирических исследований, проводимых П.

Модели человеческого капитала

инвестиции в человеческий капитал. Формы инвестиций в человеческий капитал. Под человеческим капиталом понимают меру воплощенной в человеке способности приносить доход. Он включает в себя как врожденные унаследованные способности и таланты, физическую силу и здоровье, так и приобретенные в течение жизни знания, навыки, опыт.

В простой модели предложения труда предусматриваются две альтернативные возможности потратить время - либо на работу, которая приносит доход, либо на досуг, который ценен сам по себе.

В третий главе рассматриваются инвестиции в человеческий капитал в ОАО .. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно.

Логическая цепочка и связь основных понятий в этой формуле здесь следующая: Коэффициент качества ЧК объединяет влияние на коэффициент трансформации еще одной группы факторов. Нормированный индекс развития человеческого потенциала ООН для расчетов использовался за г. Ментальность коэффициент ментальности отражает влияние накопленного веками человеческого капитала на характер народа, на отношение к труду, определяет внутреннюю энергию нации. Ментальность отражена в жизнестойкости и жизнерадостности народа, его законопослушности, инициативности, инновационности стремление к новому, непознанному, к усовершенствованию имеющегося и предпринимательской способности.

Ментальность существенно влияет на эффективность вложений инвестиций в развитие человеческого капитала, а также, соответственно, в другие сферы жизни и экономики. Коэффициент традиций отражает, в значительной степени, влияние на внутреннюю культуру народа, на семейные, трудовые и прочие традиции народа основной религии, остатков языческих традиций, климатических условий, истории страны и ее народов и т. Он приведен в табл. В США постоянно привлекаются высококлассные специалисты и талантливые молодые ученые, инженеры, менеджеры, экономисты и другие специалисты.

Крупные компании и фонды опекают особо талантливых детей и подростков в других странах, студентов с целью их последующего приглашения в США. Подобное происходит и в других сферах жизни. Великобритания специализируется на привлечении в страну богатых людей, что увеличивает ее предпринимательский ресурс, инвестиции и национальное богатство. И, соответственно, ограничивает приезд на жительство людей бедных, без профессии, обременительных для экономики страны и общества.

Особенности инвестиций в образование и человеческий капитал в Узбекистане

Другими словами, работники будут платить за общую подготовку, получая заработную плату ниже ее текущего возможного уровня. Из уравнения 10 вытекает немало других следствий, и в этом разделе мы проанализируем важнейшие из них. Можно было бы утверждать, что фактически"чистый" предельный продукт, получаемый при вычитании издержек подготовки из"валового" предельного продукта, должен быть равен заработной плате даже для самих обучающихся.

По расчетам известного американского теоретика Е.Денисона, инвестиции в человеческий капитал дают отдачу в раз больше, чем вложения в.

Уникализировать текст инвестиции англ. инвестиции — затраты, понесенные отдельными гражданами, частными компаниями или правительством в целях увеличения своего капитала. С точки зрения отдельных экономических субъектов инвестициями являются и затраты на приобретение прав собственности на уже существующий капитал, например покупка акций акционерного предприятия. Однако с точки зрения страны в целом инвестициями являются лишь вложения в создание нового или возмещение изношенного капитала произведенного, человеческого или природного.

инвестиции в человеческий капитал — это затраты денежных средств и времени , необходимые для сохранения и поддержания здоровья, формирования культуры, получения образования, профессиональной подготовки, навыков и опыта трудовой деятельности людьми. инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций. Во-первых, отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя от продолжительности трудоспособного периода.

Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Во-вторых, по мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до некоторого предела, заданного верхней границей активной трудовой деятельности активного трудоспособного возраста , а затем резко снижается. В-третьих, не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, например затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

В-четвертых, характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями традициями и обычаями.

Человеческий капитал как фактор экономического развития